Когда ИТ-проект срывается: взгляд клиента на причины
Вход для членов/
партнеров клуба
Вступить в клуб Стать партнером клуба
Забыли пароль
Если не получилось авторизоваться, можно написать нам на почту office@ciocdo.ru.
Если вы забыли пароль, введите логин или E-Mail
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.
Вход для членов/партнеров клуба
Ваше сообщение отправлено
Вам на почту высланы: контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные
Регистрация на мероприятие
Даю согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка на регистрацию на мероприятие
отправлена
Мы свяжемся с Вами.
Регистрация для участия в проекте
Даю согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка на регистрацию участия в проекте
отправлена
Мы свяжемся с Вами.
Заявка на приобретение партнерского пакета
название проекта
Применить данные из личного кабинета
Даю согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка на приобретение партнерского пакета
название проекта
на мероприятии
название проекта
отправлена
Мы свяжемся с Вами.
Заявка на приобретение
название товара

оплатить

выставить счет

Даю согласие на обработку персональных данных.
Ваш заказ на приобретение
название товара
отправлен
Товар отправлен на ваш e-mail
Ваш заказ на приобретение
название товара
отправлен
Счет отправлен на ваш e-mail. Пожалуйста, оплатите его.
После поступления денег на наш счет, товар будет отправлен
Главная Мероприятия Новости Проекты Взгляд Витрина Цифровой музей Справочная информация Интеллектуальное волонтёрство Контакты +7 (4852) 91-27-01 Общие вопросы - Сотрудничество -
Войти

Когда ИТ-проект срывается: взгляд клиента на причины


Проект как одна из форм организации целенаправленной человеческой деятельности по созданию нового бизнес-актива уже занял прочное место среди подходов, применяемых в бизнес-практике. Однако срыв проекта, к сожалению, явление не редкое, если даже не сказать частое. Пока не выработано единой шкалы оценки успешности проектов (т. е. что конкретно считать срывом. Но, например, The Standish group, авторитетная международная организация, предлагает свою шкалу категорий успешности (см. таблицу 1 ниже).

Статистика успешности проектов в мире, публикуемая «The Standish group» в докладах «CHAOS Report» приведена на рис. 1. График показывает, что в последние 20 лет успешных проектов около 30%, провальных около 20%.

Давайте задумаемся о причинах низкой успешности. Статистика и опыт автора показывают, что чаще всего факторами неуспеха становятся:

1. Изменение/появление новых требований к результату, просчёты в управлении требованиями;
2. Потеря актуальности проекта;
3. Просчёты в планировании и/или реализации проекта.

Попробуем разобраться, что предпринять, чтобы снизить влияние этих факторов на проект. Ещё в 1946 Артур Мотли сказал: «Ничего не происходит, пока кто-нибудь что-нибудь не продаст». Любой проект организуется ради достижения эффектов от использования его результатов в операционной деятельности. По ходу проекта на него влияют факторы неопределенности реального мира. Это влияние хорошо подтверждает сравнение успешности проектов в зависимости от их масштаба (см. рис 2). Очевидно, что более масштабный проект испытывает большее воздействие внешней среды.

Увеличить

Рисунок 1 Статистические данные успешности проектов в ИТ

Увеличить

Рисунок 2. Статистические данные успешности проектов в зависимости от их масштаба

Таблица 1. Шкала категорий успешности проектов (The Standish group)

Категория Критерии отнесения к категории
В запланированные срок и бюджет
Запланированная функциональность
Успешный Уложился или отклонения незначительные Достигнута полностью или отклонения незначительные
Проблемный            Значительное отклонение хотя-бы по одному          
параметру
Отклонения незначительные и более
Провальный Значительное отклонение по обоим
параметрам
Отклонения значительные

Таким образом, обобщив вышесказанное, можно сделать вывод, что для предотвращения срыва проектов можно предпринять следующее:

1. Вовлечь как можно раньше заинтересованные (и незаинтересованные) в проекте стороны: высший менеджмент, бизнес-владельцев и пользователей будущего актива. Это позволит выявить наиболее полный состав интересов, ожиданий и потребностей заинтересованных сторон, сформировать и приоритизировать требования к проекту и его результату, выявить ограничения и сформулировать допущения проекта, выровнять их ожидания до начала активных работ;

2. Спланировать проект на основе приоритизированных требований, с учётом ограничений и допущений, разграничить ответственность и сформировать структуру команды проекта. При этом предусмотреть достаточное количество контрольных точек для сравнения фактической реализации проекта с запланированной. Таким образом достигается более тонкая настройка проекта для достижения результата и соблюдения его параметров (срок, бюджет, соответствие результата ожиданиям);

3. Регулярно демонстрировать заинтересованным сторонам (по согласованному плану и формату) фактическое состояние проекта, собирать от них обратную связь и на ее основе корректировать проект.

Отмечу также, что залогом успеха любой совместной деятельности является качественная коммуникация участников. Хотел бы предостеречь читателей от желания найти конкретного виновника в срыве проекта.

«У каждой аварии есть фамилия имя и должность», — сказал Л. М. Каганович, однако в любом большом деле не бывает одного виновного на 100%, ответственность хоть и неравномерно распределена, но коллективная. Поэтому от открытости и своевременности коммуникации успех зависит не менее, чем от других, указанных выше факторов.

Успешных вам проектов!

Источник: IT channel news, Ярослав Рашевский, Project manager, руководитель проекта ГК Ростех, ИТ-эксперт аналитического центра «я-ИТ-ы»

Опубликовано: 3 октября 2025